Или грустные размышления об идущем в будущее человечке, тающей свечке, левшах и Леонардо да Винчи…
Наша младшая дочка в этом году пойдёт в первый класс. Вчера мы были у школьного психолога на собеседовании.
Будь у меня нервы слабее и больше доверия к представителям этой профессии – ей-богу, я бы сама пошла к психологу после этого визита…
Левая, правая где сторона?..
Сначала психолог стала тестировать ребёнка всякими картинками и вопросами…
Вот так выглядел угол её кабинета (рисунок мой, чисто схематично, надо было сделать фото, но я тупо постеснялась).
Она спросила у ребёнка – что находится слева от кресла? Дочка ответила:
– Стол.
– А справа?
– Стена.
Глаза психолога округлились.
– Да? А обычно говорят, что стул.
Я бы ещё могла поспорить насчёт того, что находится слева, а что справа. Потому что если я сяду в кресло (или представлю себя на месте кресла, то всё будет наоборот). Но пусть прямо сейчас меня убьёт молнией или ещё чем-нибудь, если с одной стороны от кресла не стена!
Потому что стул стоит ПЕРЕД креслом, или я чего-то упустила в своём образовании…
Вот и представьте себе, что в голове у этого психолога…
Нестандартное мышление: идущий человечек и тающая свечка
Но мы не так уж просты, мы тоже немало озадачили психолога.
Она протянула дочке листок, на котором были изображены: солнце, фонарик, лампочка и свеча.
– Как думаешь, что здесь лишнее? – спросила психолог.
– Свеча.
Глаза у психолога явно расширились:
– Да?! А почему?
– Потому что свеча тает, а остальные предметы – нет.
– Гм… – тут психолог явно задумалась и как-то особенно посмотрела на моего ребёнка. – Да, верно, и так тоже можно сказать. Но это не правильный ответ… Подумай хорошенько, чем отличаются эти предметы?
– Фонарик, лампочка и свеча сделаны человеком, а солнце – это природа.
– Вот теперь правильно!
Потом психолог попросила дочку нарисовать на белом листике бумаги (срисовать по образцу) некие геометрические фигуры, а затем нарисовать (уже от себя) на том же листе человечка.
Дочка нарисовала. Вот такого.
Глаза у психолога снова полезли на лоб.
– А почему он боком?
– А он идёт, – ответила дочка.
Тут психолог обратила на меня изумлённый взгляд:
– Я впервые вижу, чтобы ребёнок на просьбу нарисовать человечка, нарисовал его боком! Обычно рисуют прямо (видимо, таких слов, как в профиль и в анфас она не знала – или просто забыла от изумления)). Я сперва подумала, что она рисует человечка с одной рукой, а потом она нарисовала вторую, и оказывается – он изображён сбоку!
Тут уж настала моя очередь удивляться:
– Это что – ненормально?
– Нет, почему же… – замялась психолог. – Но я работаю в школе уже много лет – и ни разу ни один ребёнок так не нарисовал…
– И что из этого следует? – поинтересовалась я.
– Не знаю, – развела руками психолог. – Я сама удивлена. Приду домой и буду искать такой случай, о чём это говорит.
– Разве это плохо?
– Нет, наверное. Но понимаете, я никогда с таким не сталкивалась… Вот, видите?
И тут психолог веером, словно карты, развернула передом мной нарисованных другими дошколятами человечков. Все, как один стояли по стойке смирно, глядя прямо на нас. А наш человечек был не просто нарисован боком. Он ещё и шагал…
– И потому я сильно удивлена, – продолжала психолог. – Но я это не к тому говорю, чтобы вы вышли на улицу и у всех спрашивали, что это значит («гм… представляю, какого мнения психолог об умственной полноценности родителей дошколят» –подумала я, благоразумно промолчав))… Я просто и сама не знаю, впервые такое вижу… Но… (тут психолог с глубокомысленным видом всмотрелась в рисунок моей дочки), наверное, это неплохо – вот видите – с левой стороны листа – это будущее («гм… гм.. конечно, вижу, где же ему ещё быть, этому будущему?» – снова подумала я)). Человечек устремлён в будущее, а это – хорошо…
– Думаю, в школе особых проблем у вас не будет, – вынесла свой вердикт психолог.
И тут, видимо, я как-то не так на неё взглянула, потому что психолог тут же поправилась:
– Думаю, что у вас вообще не будет проблем…
«Да, – невольно подумалось мне, – я тоже так думаю, уважаемая госпожа психолог. Если только подобного рода педагоги не создадут (или не придумают) ребёнку какие-то проблемы.
– Пусть ребёнок подождёт в коридоре, а мы с вами поговорим.
– Но… (я только хотела сказать, что никогда не оставляю дочку нигде одну, как психолог открыла дверь и выставила мою несколько растерявшуюся дочь вон).
– Только обещай мне, что не будешь бегать по лестнице! – строго сказала психолог.
– И вообще никуда не отходи от двери! – жалобно успела проблеять я в захлопывающуюся дверь…
«Истинных левшей крайне мало!»
– Ну а теперь мы с вами поговорим. В целом у вашего ребёнка неплохое развитие. Но некоторые проблемы с пространственной ориентацией…
– Признаться честно, они иногда и у меня возникают, особенно в незнакомых городах…
– Но вы с ней занимайтесь. Учите находить по картинкам дорогу, прячьте дома предметы и говорите, сколько шагов налево или направо ей надо сделать, чтобы найти предмет. И я так понимаю, она у вас левша, да? И всегда рисует левой рукой?
– Да, всегда.
– А не пробовали учить правой?
– Пробовали, она жалуется, что ей неудобно…
– Так вот, я знаю, что сейчас мода не переучивать левшей. Я и сама была левшой, но меня переучили («гм…, — подумала я, — похоже, это не прошло бесследно…», – но снова благоразумно промолчала). Так вот, на самом деле истинных левшей крайне мало. Таких как Левша, который, знаете, блоху подковал? («Привет Лескову!» — подумала я)). А обычно левшество возникает у детей, у которых проблемы в одном из полушарий мозга… Как у вас прошёл первый год жизни?
– Прекрасно прошёл!
– А не было никаких судорог, удуший?
– Не было. А что – левша – это ненормально?
– Я вам ещё раз повторяю – истинных левшей крайне мало. Обычно это плохая работа одного из полушарий. Всё равно – учите ребёнка пользоваться правой рукой. В идеале – если она будет уметь равноценно пользоваться обеими руками. Это хорошо развивает оба полушария, позволяет человеку быть более гармоничной личностью…
И развивайте у ребёнка пространственную ориентацию…
И она ещё минут десять объясняла, как её развивать и как учить ребёнка пользоваться обеими руками.
А мне очень интересно, как это психолог, просто глядя на то, как мой ребёнок рисует левой рукой, определила, что перед ней – не истинно левша, а, с большой вероятностью, экземпляр с нарушением работы одного из полушария…
И я тут же вспомнила, как когда-то… много лет назад, пришла в нашу районную клинику попросить направления на операцию по поводу врождённой катаракты…
– А зачем вам, такой молодой, операция? Вы будете ходить ко мне, мы будем с вами заниматься гимнастикой – и всё будет хорошо…
– Но… понимаете… катаракта врождённая… гимнастика не поможет…
– Много вы знаете, – возмутилась окулист. – Вы что – врач?
Каждый раз, когда я пересказываю окулистам эту историю, они громко смеются. А мне так хочется плакать!..
«Мне было так страшно!»
Когда мы, наконец, попрощались, я вышла в коридор. Дочка бросилась ко мне с расширенными от ужаса глазами:
– Мама, мне было так страшно!
– Ты испугалась психолога?
– Нет, я боялась стоять тут одна! Тут какая-то тётя ходила и всё на меня смотрела! Я боялась, что она меня заберёт! – дочка прильнула ко мне, за малым не зарыдав.
Когда я пересказала всё это мужу, он, как вежливый человек, даже не стал материться. Он просто сказал:
– Не надо было оставлять её одну! Мало ли что сказала психолог, у них у всех самих с головой непорядок…
По понятным причинам не пишу ни имя психолога, ни номер школы – моему ребёнку там ещё учиться. Хотя первое моё желание было – спуститься на первый этаж и забрать документы.
Если уже первый визит к психологу мог настолько травмировать ребёнка… Мы ведь и правда никогда – даже на минуту – не оставляли дочку одну в незнакомом месте… Да и вообще нигде…
А по поводу идущего в будущее человечка…
Честно говоря, мне немного страшно, что такие люди будут рядом с моим ребёнком. Что специалист, мнящий себя знатоком человеческих душ, может вот так запросто выставить маленького испуганного человечка за дверь в незнакомом месте. Если так может поступить психолог, то что же удивляться вахтёрам, которые могут выгнать ребёнка зимой на мороз из его же подъезда? И это у меня всё по поводу идущего в будущее человечка…
P.S. Нет, не всё. Я очень жалею, что не записала на видео или хотя бы на диктофон это собеседование с психологом (плохой из меня, видно журналист и блогер, однако кто бы мог подумать, что всё будет настолько неожиданным и интересным…). Но я ничего не придумала, всё так и было…
P.P.S. Мой муж сильно удивился, что психолога так потряс идущий человечек на рисунке моей дочери. «Она что, человечков на светофоре никогда не видела? – негодовал муж. – Или на улицу никогда не выходила, не видела идущих людей? Да я их каждый день вижу!»
P.P.P.S. А когда я спросила у дочки, почему она нарисовала идущего человечка, она пожала плечами: «Так захотелось…» А потом добавила: «Я хотела ему ещё в руке букет цветочков нарисовать, чтобы он шёл такой радостный, улыбающийся, с цветочками, но потом передумала…» Представляете, какие мысли были бы у психолога, если бы ребёнок ещё и цветочки нарисовал? Это бы уж точно не уложилось бы ни в какие шаблонные нормы человека, привыкшего мыслить согласно готовым результатам тестов…
P.P.P.P.S. Вернувшись домой, я включила телевизор… По «Моей Планете» шёл анонс фильма о Леонардо да Винчи… Он что-то писал на листе бумаги левой рукой… Его-то не водили в детстве к школьному психологу…
А Вы как думаете – нужны ли такие детские психологи в школах?
Я не психолог и к психологии дышу ровно, но в следующий раз расскажу всё, что узнала о психологическом тесте «рисуем человека», и что означает идущий человечек…
Вместо эпилога, спустя 6 лет
Моя дочка подросла. Она учится уже в 6-м классе. Все 6 лет учёбы — круглая отличница (за все годы только 1 год окончила с одной четвёркой), у неё куча всяких грамот, она призёр и победитель Олимпиад. А ещё староста класса. Увлекается английским языком и мечтает стать инженером. Как папа. И как Леонардо да Винчи. И до сих пор пишет левой рукой…
А та загадочная женщина, школьный психолог, в школе уже давно не работает. Её уволили.
Нет, мы не жаловались. И вообще это не связано с нами.
Надеюсь, она поменяла сферу деятельности. Потому что таких странных людей, на мой взгляд, крайне нежелательно подпускать к детям…
Схожие записи:
Выход на пенсию делает людей счастливее?
Талисман счастья, который всегда работает
А Вы готовы отвечать за чужие ошибки?
Лучший способ сказать автору «спасибо»: поделиться ссылкой на этот пост в соцсетях и/или написать комментарий!
С леворукостью ты меня, конечно, порадовала 🙂 Я к школьному психологу ходила одна, потому что мне надо было не ребёнка показать, а просто узнать, берут ли шестилеток. Но впечатление тоже осталось таким, неоднозначным 🙂
Сколько я в своей жизни ни видела психологов — у меня всегда оставалось очень неоднозначное впечатление. Причём, говорю это без всякой предвзятости. Такое впечатление, что у них в голове только одни готовые ответы на вопросы, и если ответ другого человека отличается от их шаблонов — значит, это уже не порядок. И у самих психологов сразу что-то в голове сбоить начинает. 🙂 ))
Это было бы забавно, если бы они только сами от этого напрягались. Вот только очень жаль, что всё это ещё и наших детей касается.
«как это психолог, просто глядя на то, как мой ребёнок рисует левой рукой, определила, что перед ней – не истинно левша» — мыслит неординарно твой ребёнок, Галь, не как левша )) На самом деле, хороших психологов найти очень сложно. А тех, что практикуют, хочется послать подальше, как я однажды и сделала, не выдержав. Галь, надеюсь, что педагоги в школе, не чета психологам, и особенности доченьки будут замечены, и не подавлены. Хотя сомнения гложут, потому что знаю, что творится в нашей школе ((
Юль, моя мама дошкольный педагог с высшим образованием, высшей категории, с опытом преподавания в педагогическом институте и с многолетним стажем работы с дошколятами. Она сама немало занимается с моей дочкой. И если бы у ребёнка были хоть малейшие проблемы — думаю, она бы первая их заметила.
Моей дочке 6 лет. Но она порой мыслит гораздо яснее, чем иной взрослый. А в шашки у неё вообще редко выиграть может! Так что в никакой психолог не сможет меня убедить, что у моей дочки что-то там недоразвито.
Кстати, когда мы пришли в 4 года в садик, там все были потрясены, как моя дочь грамотно и сложно строит предложения. В то время, как другие дети обычно в этом возрасте говорят довольно простыми фразами.
К сожалению, из-за постоянных болезней нам пришлось оставить садик, чтобы ребёнок хоть перед школой окреп без садиковских инфекций…
Согласна, Галь, мы же своих детей от себя не прячем, они всегда с нами. Когда мы пришли с дочкой на тестирование перед первым классом, учительница (стерва на вид, потом оказалось, что и по сути тоже) хотела меня выпроводить из класса. Естественно, я возмутилась и осталась, и правильно, потому что ребёнка моего педагог довела до слёз. Но всё равно дочка была умницей и тест прошла, несмотря на провокации учителя. Как же я радовалась, что мы не попали в класс к этой учительнице. Это я к чему. Мама всегда лучше знает, что нужно её детям. И кто, как не мы, раскроем особенности наших детей. А к психологам я больше ни ногой.
Увы, психологи — это неотъемлемая часть современного школьного образования (и как это мы жили без них?)) И, насколько я поняла, при приёме в первый класс тестируют всех. И затем — время от времени. Так что придётся сталкиваться так или иначе.
Учителя у нас хорошие. Я ещё не знаю, к какой именно из них мы попадём. Но обе, что ведут подготовку, и мне, и дочке очень нравятся!
Я надеюсь, что в первую очередь мы (наша семья) будем заниматься нашим ребёнком. И, конечно, учителя. А уже потом (эпизодически) — психолог, который особого влияния ни на что не оказывает…
Грустно…
Вообще это, как мне кажется, порок всей нашей системы: человека, который мыслит нестандартно, пытаются втиснуть в какую-то рамку, «норму», придуманную неизвестно кем.
Да, Маш, причём знаешь, что меня больше всего потрясло? Эта женщина — якобы профессиональный психолог, и при этом она не знает расшифровок теста «Нарисуй человека». Мне вся эта психологическая профанация глубоко по боку, но раз уж дело коснулось моего дитя, я на следующий же день углубилась в чтение психологической литературы. касающейся расшифровки этого теста. И теперь я и сама могу в два счёта объяснить этому психологу Этому психологу, как можно трактовать рисунок моей дочери с учётом методик, основанных на исследованиях А. Л. Венгер, Дж. Дилео и К. Маховера.
Вот только я не понимаю, почему она сама этого не знает. По мне не хочешь работать, не интересно — займись чем-то другим. Или иди отдыхать на пенсию. Меня ведь вся эта дребедень никогда не интересовала, но мне хватило дня, чтобы узнать всё про этот тест. А она занимается этим делом, как я поняла, уже не один день…
Ну а про то, что всё, что нестандартно — это отклонения, я уже вообще молчу.
…… ПИИИИИИ….ПИИИИИИ….
Стадо безмозглых …. не желающие ничего делать повыучивались за счет родителей на профессии, в которых ничего не понимают, а потом корчат из себя.
Не переживай! Юлька еще умнее половины преподов в этой школе окажется, а этой психичке в Ковалевку пора!
Сергей, она явно принадлежит к тому возрасту, когда учились ещё исключительно за счёт государства.
Я не переживаю по поводу способностей своего ребёнка. Я переживаю только за то, кто с ним будет рядом и как это скажется на его судьбе.
А вот сами учителя, которые ведут подготовку к школе, моей дочкой очень довольны. Преподаватели и психологи — это разные люди. С психологом школьники (и дошкольники) встречаются куда реже.
Меня больше всего заинтересовал вопрос: как это нигде не оставляли ребенка? И что такого, что ребенка в шесть лет попросили постоять за дверью?
А если говорить про психолога, то у него своя работа, а у вас своя. Вы знаете лучше своего ребенка, так и не надо обращать внимания на психолога. Зачем вы его туда водили? Чтобы услышать, что у вас все хорошо и вам надо ходить в школу?
Иришка, а что удивительного? Я тоже дочку в незнакомом месте одну не оставляю. Причём до сих пор.
Но это всё-таки школа и она осталась на пару минут одна))
Минут пять, не меньше! А то и все 10! Я и сама уже стала переживать, что там дочка за дверью делает… И то, что школа — это довольно безопасное место… — да, конечно. Но это я понимаю, и Вы понимаете, и психолог понимает. А для ребёнка это — в первую очередь незнакомое место. На подготовку она ходит в другое крыло школы, и — главное — не одна.
Да и вообще психолог, во-первых, могла бы дать мне время поговорить с ребёнком, а не выставлять бесцеремонно за дверь — я бы объяснила дочке, что ничего страшного тут нет; а во-вторых, могла бы оставить в соседней каморке (её кабинет как бы двухкомнатный), раз уж не хотела, чтобы ребёнок нашу беседу слышал; в-третьих, вообще могла бы и при ребёнке всё сказать — потому что никаких страшных тайн она бы нам не открыла, мы и так знаем, что дочь левша. А то, что она не знает, что значит нарисованный боком человечек — она это при дочке сказала, это тоже не было тайной…
Иришка, место незнакомое для ребёнка. Я знаю, как некомфортно оставаться одному, и тем более знаю, как может быть страшно ребёнку. Дочка у меня всегда под присмотром, если я опаздываю за ней в школу, то она от вахтёрской будки ни на шаг не отойдёт. Что уж говорить про другие места. Дома она самостоятельна, и покушать разогреет, и чай нальёт, но из дома одна никогда не ходила.
Иришка, очень просто — я нигде и никогда не оставляла своего ребёнка одного. Даже дома. Не то, что где-то ещё.
До этого дня оставляла ребёнка только с кем-то. С бабушкой дома. В садике с воспитателями. Всегда под присмотром кого-то.
И если я понимаю, что школа — это относительно безопасное место, то для ребёнка это в первую очередь — незнакомое место. Она ходит на подготовку в школу. Но я всегда сдаю её с рук на руки учителям и точно так же забираю — из рук в руки. Там она с группой детей и с учительницей, не одна.
Это что — слишком странно — не оставлять ребёнка одного?
Водила я ребёнка к школьному психологу затем, что это — обязательное требование в школе при поступлении туда ребёнка. Сама бы по своей воле не повела. Нам это не надо. Мы и так знаем, что у нас всё хорошо.
ТО ли я не такая мать, то ли что-то недопонимаю. ребёнок должен понимать самостоятельность. ничего такого нет, тем более,что скоро будет тут учиться. Просто я свою старшую могу так спокойно оставить на пару минут) У каждого свое мнение.
Да я и не спорю — люди все разные, и дети в том числе. Кто-то может оставить, кто-то нет. Причём тут — «такая мать, не такая»? Конечно, ребёнок должен не бояться оставаться один на пару минут в незнакомом месте. Но у нас не очень спокойная обстановка в плане детей. По-моему, наша область уже на всю Россию прославилась после событий прошлого лета. Потому я всегда твержу дочке — не отходи от меня никуда, будь рядом. Я сама не параноик и не воспитываю параноика, но когда мать твердит — будь рядом, а психолог выставляет за дверь в незнакомом месте — понятное дело, никому это не понравилось. Ещё раз объясняю — мы просто не приучили ребёнка оставаться где-то без присмотра. Я не видела в этом необходимости. И сейчас не вижу. А когда ребёнок пойдёт в школу и будет уже чуть постарше — я мягко объясню, что не стоит ходить из любопытства по школе одной, ходить куда-то с незнакомыми людьми, пусть даже если это будет вахтёр или старшеклассник. Это просто суровые реалии нашей жизни. И ребёнок должен быть осторожным. В конце концов, и в самих школах разве мало чего происходит? Я, конечно, надеюсь, что наша школа не такая. Но ведь все на это надеются, когда отдают детей в школу…
Я считаю, что в отношении детей всегда лучше перебдеть, чем недобдеть. Слишком дорого это может стоить. И я буду, наверное, класса до 5-го, провожать детей в школу и забирать их оттуда. Самостоятельными успеют ещё стать. Всему своё время.
С огромным интересом читал Ваш рассказ. Интересен возраст психолога.
А на Ваш вопрос в конце статьи, ответ однозначен и ясен.
Но хочу вас обрадовать: бывают и хорошие психологи; таких немало среди моих друзей (я сам не психолог). 🙂
Честно говоря, я возраст у неё не спросила. Но, судя по внешнему виду, пенсионный. Лет 60, не меньше.
Я с психологами не так уж часто общалась. В основном встречалась с ними по работе. В личной жизни необходимости в психологе не было. Но среди знакомых тоже есть и были психологи. Правда, такие, которые большей частью по специальности не работали.
Конечно, уверена, что и среди психологов есть адекватные люди и хорошие специалисты (тот же Михаил Литвак, у которого брала интервью, странным не показался). Но в описанном случае у меня есть большие основания сомневаться в профессионализме данного специалиста.
Галь, такой эмоциональный рассказ вышел, видно, что тебя задело поведение психолога и сильно обеспокоило как дочке дальше учиться в такой школе. Психологи бывают разные, кто-то от природы лучше разбирается в хитросплетениях человеческой души лучше, чем трижды дипломированный специалист, главное, что девочке не надо будет часто встречаться с этим самым психологом. Я заканчивала гимназию и у нас был школьный психолог, но наше общение с ней не выходило за рамки интересных тестов и не менее интересного их трактования. Мне кажется, что психологи в школе нужны, но именно хорошие специалисты, так как сейчас очень много проблем у общества вцелом, повальная зависимость от гаджетов, телевизора и социальных сетей и часто родители, не то что дети, не могут с ними справиться.
А человечек — очень необычно 🙂
Да, обеспокоило. Но у нас рядом с домом небогатый выбор школ. Собственно, всего две. Но другая — точно хуже по многим параметрам, я знаю.
Возить куда-то далеко ребёнка каждый день тяжело. Даже до этой школы неблизко — полчаса пешком. А с нашими пробками нереально ездить куда-то в центр. Не хочу, чтобы мой ребёнок жил в пробках.
Надеюсь, что и правда психолог не испортит нам впечатления от школы. Сами учителя понравились. Очень уравновешенные, интеллигентные, любят детей — у них на лицах это написано. Знаешь, бывают такие учителя. У меня у самой в начальных классах была учительница с добрым лицом. Я её до сих пор вспоминаю с благодарностью.
А что касается проблем — они всегда или из семьи, или из школы (окружения) идут. И вряд ли какой психолог сможет реально что-то сделать, если проблемы появятся…
К тому же, подозреваю, что у школьного психолога не та зарплата, чтобы хороший специалист пошёл на это место. 🙁
30 минут пешком … ого!!! Долго! Я училась в школе в центре города, хотя сама жила далеко не в центре — машины у нас не было, я ездила на метро: вначале родители нанимали человека, который меня возил, а потом я и сама справлялась — школа далеко от дома хорошо развивает самостоятельность. Класс, что учителя пришлись по нраву — это приятно. Понимаю о чем ты говоришь 🙂 Бывают специалисты от Бога, знаешь, я училась в одной из самых престижных школ города и у меня были отличные учителя, так вот … многие из них работали за идею и возможность показать всем вокруг свои наряды, на жизнь зарабатывали их мужья ))) Насчет проблем — солидарна, но мы с тобой, как люди, работающие со словом, отлично знаем как может быть ценен совет! Все же жаль, что именно первое впечатление у тебя такое неприятное. Всегда говорю, что у нас не будет возможности произвести первое впечатление второй раз, а вот школьный психолог этого не знает (((
Да, 30 минут… Но у нас тут ближе нет — мы живём в частном районе, далеко от всякой цивилизации. )) Я в детстве жила в центре, до школы было минут 10 медленным шагом. Но зато ездила на другой конец города в музыкальную школу, потому что та, что была поближе — не нравилась.
Но ребёнок точно один в школу и со школы ходить не будет, во всяком случае в начальных классах. Сейчас не то время.
Будем отвозить и забирать. А я ходила сама с первого класса.
Я уже немного остыла по поводу психолога. Хотя больше её видеть не хотелось бы. Остаётся надеяться, что мой ребёнок будет редко с ней встречаться. А, может, её вообще на пенсию отправят…
Вообще психологов сейчас пруд пруди. У нас по статистике это одна из трёх самых невостребованных специальностей (наряду с юристами и экономистами). И, понаблюдав, как работает школьный психолог, я, кажется, поняла — почему она пошла туда. Просто она думала, что там делать ничего не надо! И не делает. Даже элементарные вещи не пытается узнать в своей специальности… Несёт полный бред и думает, что так и надо. Зато важность свою и значимость в жизни школы продемонстрировала нам по полной. ))
С вашим ребёнком всё в порядке. Ну и что, что левша? Ну и что, что человечек боком нарисован? Ну и что, что свечка? У девочки нормальное, нестандартное, неиспорченное взрослой ПРАВИЛЬНОСТЬЮ мышление. Дети все такие разные. С разными дарами и талантами. Нельзя «причёсывать» их всех под одну гребёнку. К сожалению, некоторые психологи, «причёсаны» именно так, что потом стараются сделать всех детей одинаковыми. Некими куклами манекенами. Левшей не переучивают. Под них подстраиваются. У меня есть ученик левша. Ну и что? Просто ручку держит в другой руке, и наклон тетради другой. Но он умница. И учиться ему нравится. Всё зависит от подхода педагога.
С уважением и искренними пожеланиями не расстраиваться и радоваться за своего свободно мыслящего ребёнка 🙂 Детский педагог-психолог…
Спасибо за поддержку, Татьяна. Я не из-за ребёнка расстраиваюсь. Мне просто жаль, что такие психологи в школах работают. Это хорошо, я не повелась, а другие родители схватятся за голову — будут ребёнка переучивать, мозги вправлять… А учителя, кстати, хвалят мою дочку. И все зовут в свой класс. 🙂
Это какое-то мракобесие!
Я не психолог, но, кажется, что если ребенок отвечает и рисует не как все, значит у него богатое воображение, объемные образы и много других талантов. А тетеньке, кажется, нужны были стандартные ответы детишек-клонов, вероятно, что такие дети более послушны и управляемы. А тут еще нужен особый подход и развитие способностей (а это же надо будет поработать). 🙂
Конечно, есть соблазн воспитать амбидекстра — ему всегда будет удобно в любой ситуации. Но я где-то читала, что переучивать левшу в амбидекстра — примерно тоже самое, что и из левши делать правшу. Ребёнок испытывает дискомфорт — и физический и психологический, последствия всякие могут быть, и не только хорошие. Всё же раз уж природа одарила нас левшами — значит, это тоже норма. Только немножко другая. ))
Прочитал статью на одном дыхании!
Тема детских психологов очень близка.
Спасибо, Андрей! Надеюсь, близка не потому, что необходимость в них есть…
Грустно, но совсем не удивительно. К сожалению, психологами сегодня часто идут работать случайные люди или учителя, не умеющие работать с классом, после краткосрочных курсов. А шаблонизация мышления убивает креативность сначала у взрослых, а потом у детей, попадающих в их руки.
Светлана, эта давно работает психологом. Так она мне сама сказала. Именно — школьным. Да и вообще психолог с богатым опытом, судя по возрасту. И тем грустнее.
Точнее, с большим стажем. Из вашего рассказа Галина, явствует, что опытом тут мало пахнет.
А что касается тестов — они по всей стране, что ли одинаковые?
Не стандартное мышление, часто не радует наших закостенелых умом специалистов и не только психологов. Психологи хорошие, бесспорно, есть. Среди моих знакомых таких несколько человек, а психологов знакомых много (вернее людей с образованием психолога). Это ведь разные вещи, как и учителя, и врачи, и люди других специальностей. Опасности больше в том, что люди работающие с детьми, мягко говоря,, не туда попали. Но у нас это сплошь и рядом. Нет у нас условий для профотбора, да если бы и были, думаю, что могли бы все с ног на голову поставить в этой идеи. Здорово, что учителя вам с дочкой нравятся, ведь с ними придется практически жить рядом несколько. лет
Ольга, мне вообще кажется, что психологи должны помогать только тем, кто нуждается. А вот такая обязаловка — зачем?
Но меня утешает, что учителя — прекрасные. А учитель, особенно в начальной школе, — это так важно!
Уровень образования и мышления недостаточны у этого психолога, а самомнение зашкаливает — в том и вся причина. Она мыслит примитивными категориями, и любые отклонения для нее не постижимы. Подальше бы таких от детей! Может быть, я чего-то не понимаю, но мне кажется, что школьники должны приходить к психологу со своими проблемами, получать от него советы как поступить в том или ином случае.
Вот именно — должны приходить, когда есть проблемы: с учёбой, с отношениями в классе, с родителями, учителями и т.п. А какие могут быть проблемы у ребёнка 6 лет?
Да, есть, конечно, асоциальные семьи, где всё — сплошная проблема. Но то совсем другое дело.
Может и хорошо, что в нашей ближайшей к дому школе психолога нет? 😀 Хотя нам немного попроще — мои мальчишки обыкновенные правши, да и школа еще нескоро..
Юлечка, это только так кажется. Мы тоже только недавно из роддома приехали. 🙂 А уже — в школу пора. ))
У меня доверия психологи вообще не вызывают. Что они могут сказать. Вообще психологи к нам пришли с запада. А я им здесь не доверяю и не хочу своего ребёнок к ним водить. Слава богу проблем нет, а если были бы, то чем они могли помочь. У них у самих часто в жизни проблемы.
Татьяна, так у нас тоже проблем! Но визит к школьному психологу обязателен для всех будущих первоклашек. Я бы тоже не хотела водить к ним ребёнка, но куда было деваться? Вот и пошли…
Галина, вы правы оказались, теперь и нам уже второй год на мозги капают, что, мол, нужно к психологу пойти. Теперь уже не отвертимся: ситуация у нас сложилась неблагоприятная на данный момент. Но как я поняла из общения с родителями, они всех туда отправляют, и если можно отвертеться, то можно два-три раза сводить и всё. Как у нас на этот раз получиться не знаю. 🙁
Да, к сожалению, услуги психолога стали навязывать таким образом, что трудно избежать общения с ним. Причём направляют к психологу действительно всех детей. Независимо от того, есть у них какие-то психологические проблемы или нет. Надо же, чтобы психолог свою ставку отрабатывал. ))
Татьяна, но Вы пока не переживайте. Возможно, Вам попадётся более грамотный специалист. Уверена, что и среди психологов такие тоже встречаются. А главное — не настраивайте ребёнка против психолога, как бы сами ни относились к этой навязанной обязанности общаться с ним. Для нашей дочки это было неприятно только в тот момент, когда её выставили надолго из кабинета. А так общение с психологом она восприняла просто как игровой тест.
Нам повезло. Этот психолог у нас в школе больше не работает. Теперь вместо неё молодая девушка, абсолютно ненавязчивая. А главное — без странностей. 🙂
Нда… Все хотят или могут видеть только стандарт. Как в учебнике написано. А я-то думала, что мы уже далеко вперед шагнули и деток не тянут «за уши», чтобы они были «как надо». Такие психологи не только не нужны, а на самом деле могут наделать очень много плохого, особенно с нашим менталитетом, предполагающим всегда оценку других или осуждение. Нам в этом плане повезло, и старшей дочери, и сыну. Психологи, которые тестировали их перед школой, были вполне себе адекватными и позитивными.
В общем, Галь, никто лучше мам не знает своих детей, поэтому слова таких горе-психологов надо просто игнорировать, а иногда и просто ставить их на место. Я не конфликтный человек, но откровенная тупость просто раздражает, особенно когда эта «тупость» сидит на месте человека, тестирующего ребенка!
И еще. Мои дети сейчас в австралийской школе и, хотя можно найти и минусы, и плюсы в местном обучении, но для меня очевиден один большой плюс — оценок и тестов в нашем понимании здесь нет. Никто из детей не боится получить двойку, но у всех есть огромное стремление получить еженедельную награду — директорскую или учительскую. Нет нежелающих учиться. И никто не считает здесь ребенка «не таким». Все дети в глазах учителей и вообще преподавателей изначально очень «правильные», хорошие и вообще замечательные.
И левшей здесь очень много! Переучивать? Наверное, все бы жутко удивились, если бы о таком услышали :))) Если бы вообще поняли
Обычно истинность левшей определяют по простым тестам: 1.они пишут букву О по часовой стрелке, 2.если складывают пальчики в корзиночку, то самый верхний палец (большой) — от «главной» руки 3.если складывают руки под мышки крест-накрест, то кверху смотрит тоже «главная» рука ….Исключения бывают, но они говорят о склонности, о желании действовать той или иной рукой.
Конечно, затея со школьным психологом вроде как и не плоха, но в итоге кончается тем же, чем и всегда, как правило — сплошные стереотипы и ничего больше, хотя как раз их-то и следовало этим людям избегать. Опасаюсь таких ситуаций, но с другой стороны, детям всю жизнь жить именно в таком мире, так что стоит, наверное, не столько избегать, сколько учиться с ними справляться. И самим, конечно, учиться заодно.
Как печально, что у нас столько непрофессионалов. Причем везде.
У вашей дочки явно нестандартное мышление и я вас поздравляю с этим, она более чем нормальный ребенок, она одаренный ребенок, который умеет видеть вещи совершенно по-особенному.